Союз писателей СССР родился в сложных условиях формирования нового идеологического государства, рождения новой цензуры и в междоусобной борьбе писательских объединений, созданных в 1920-е годы.
Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП) и Всесоюзная ассоциация пролетарских писателей (ВАПП) активно боролись за близость к власти и возможность влияния на неё. Дробление интеллектуального потенциала на небольшие разрозненные группировки оказывало писателям страны медвежью услугу. Вместо того, чтобы создавать, литераторы больше занимались внутрицеховыми дрязгами. Объединение стало насущной потребностью!
Сталин отлично понимал значение писательского труда для дела воспитания общества и максимально содействовал созданию единого писательского объединения в СССР.
Алексей Максимович Горький, выбранный руководством страны в качестве лидера будущего единого объединения «пишущей» части общества, высказался о необходимости объединения так:
«Если нам важны только цели профессионального благоустройства работников литературы, тогда едва ли следовало городить столь грандиозный огород. Мне кажется, что Союз должен поставить целью своей не только профессиональные интересы литераторов, но также интересы литературы в целом. Союз должен в какой-то мере взять на себя руководство армией начинающих писателей, должен организовать её, распределить её силы по различным работам и учить работать с материалом прошлого и настоящего».
В результате более, чем двух лет дискуссий, перекрёстных жалоб и обвинений писателей в 1934 году Союз писателей СССР был создан.
Первый (Учредительный) съезд Союза писателей СССР проходил с 17 августа по 1 сентября 1934 года в Колонном зале Дома Союзов и явился важным событием не только в истории отечественной, но и мировой культуры, став предвестником Международного конгресса писателей в защиту культуры, который состоялся год спустя, в июне 1935 года в Париже. А этот конгресс, в свою очередь, сыграл огромную роль в консолидации писателей всего мира в борьбе против набиравшего силу фашизма. Делегация советских литераторов участвовала и в работе Второго Международного конгресса писателей в защиту культуры, проходившего летом 1937 года в осаждённом франкистами Мадриде и затем перебравшегося в мирный Париж.
Усилия миролюбивых сил человечества не смогли предотвратить войну. И Союз писателей СССР, как и вся страна, надел шинель и ушёл на фронт – отстаивать независимость Родины. Военная судьба литераторам выпала разная: одни воевали автоматом, другие – пером; одни сражались в строю, другие – в качестве фронтовых журналистов.
Война пробудила талант у множества юных фронтовиков, которые начали пополнять ряды Союза. И когда в 1954 году состоялся Второй съезд Союза писателей СССР, в зале было уже много новых лиц.
Трудно переоценить значение Союза писателей СССР для процесса формирования новой советской литературы - литературы социалистического реализма.
Сегодня можно по-разному относиться к социалистическим идеям, но, важный факт: в 1984 год каждая четвёртая книга в мире издавалась в Советском Союзе.
Под патронажем Союза писателей выходила знаменитая Роман-газета, тираж которой возрос с 50 тыс. в момент рождения в 1927 году до двух миллионов в период пика её популярности.
Последовавшие затем съезды - от второго до восьмого - стали смотрами нашей литературы, знаменательными моментами в судьбе творческой организации нового типа — Союза писателей СССР.
История Союза писателей СССР подробно изложена в многочисленных источниках. Мы же отметим в этой истории только те стороны деятельности Союза, которые наиболее актуальны для современности.
В первую очередь, это была действительно серьёзная поддержка советским государством писательского труда.
Огромные тиражи книг!
Писательские Дома творчества!
Более чем приличные гонорары!
Естественно, поддерживая писателей, идеологическое государство требовало и поддержку ими политического курса страны. Цензура была жёсткая, но для русского менталитета она создала эффект, сходный с цензурной ситуацией XIX века, и в условиях многочисленных запретов вопреки жёсткости контроля сформировалась Советская литература. Если отбросить «придворные» произведения, она сумела стать выразительницей настроений и надежд советских людей. И основой прекрасного советского кинематографа и театра.
Невозможность откровенно высказываться привела к созданию новых способов донесения до читателя авторской мысли. Появились формы литературных произведений, где через производственные отношения, служебные романы или бытовые конфликты жизнь советского человека раскрывалась не только со всеми её духовными и нравственными проблемами и достижениями, но и с понятными для большинства населения намёками на идеологические сложности советского общества.
Сатирические фельетоны, репризы и комедии в лёгкой ненавязчивой форме раскрывали какие-то нелепые и в целом смешные ситуации, вскрывая попутно и глубинные проблемы советской жизни.
В каждом серьёзном произведении присутствовала недоступная цензуре, но понятная каждому жителю СССР картина жизни советского общества в полном объёме.
Немалое значение имел и «самиздат» в виде распространения «из рук в руки» перепечаток «запрещённых» произведений на пишущих машинках или простейших копировальных аппаратах тех лет.
Авторы были жёстко привязаны к системе Союза тем, что протест против неё означал потерю практически всех доходов, которые часто существенно превышали заработки обычного советского гражданина.
Но в итоге эта цензура и зависимость авторов от Союза привели к невероятному массовому профессионализму писателей, особенно если сравнивать его с ситуацией, сложившейся сегодня.
Развал Советского Союза привёл к утрате государством интереса к писательскому сообществу. Образовались многочисленные писательские объединения и союзы, раздробившие былое единство пишущих людей, но, главное, катастрофически снизился профессиональный ценз членства в таких объединениях. Появились интернет ресурсы, где любой желающий может публиковать свои, часто, опусы, и графоманство стало доминировать в литературном процессе. Объявить себя «Писателем» может теперь каждый. Заметно снизились и профессиональные требования к членам писательских союзов. Если не примет один союз - всегда найдётся другой, который примет.
Поэтому ясно, что государственная поддержка высокого профессионального уровня творческого сообщества и работа Союза писателей СССР были основами высоты советского литературного искусства.
Но это было не единственным достижением Союза.
Соответственно структуре государства, писательский союз страны объединял и организовывал работу Союзов писателей республик, входивших в состав СССР, способствовал открытию новых талантов, издавая и продвигая произведения своих членов в торговой системе СССР.
Но и это было не основным достижением Союза.
Союз писателей СССР установил широчайшие отношения с писательскими объединениями мира. Издание переводной зарубежной литературы в СССР, переводы и распространение произведений русских и советских писателей за рубежами страны достигали невероятных для современности масштабов.
И за всем этим стояла мощная поддержка государства, понимающего, что таким образом реализуется главная идеологическая задача любой страны - распространение своей культуры в мировом пространстве.
Можно обоснованно утверждать, что влияние русской и советской культуры в мире в период работы Союза писателей СССР несопоставимо превосходит наше влияние сегодня.
Что мы имеем сейчас?
Несколько десятков русских культурных центров с мало посещаемыми мероприятиями, непонятным кадровым составом и туманным финансированием?
Редкие культурные гастроли и избыточное количество неинтересных массовой общественности формальных форумов и дискуссий?
Это не составляет и малой части объёмов работ по продвижению русской культуры, что выполнялись в СССР. Стоит ли удивляться антироссийской истерии в мире сегодня, если наше присутствие в мировой культуре сведено практически к нулю, т.е к дутым показателям в отчётах соответствующих ведомств и освоению бюджетных средств. А русофобская пропаганда эффективно заполняет все зарубежные СМИ, доступные для административного влияния соответствующих правительств.
Да, Союз писателей СССР как форма объединения писателей единой страны потерял смысл в момент распада СССР.
Устав Союза писателей СССР, принятый V съездом Союза писателей СССР 2 июля 1971 г., был зарегистрирован Министерством юстиции РСФСР за №516 26 декабря 1991 года и действовал до IX съезда писателей СССР.
К этому моменту советские писатели уже осознавали значимость такого объединения в совокупности внутренних и внешних интересов русскоязычного профессионального сообщества.
Сохранить достижения Союза писателей СССР было крайне важно для сохранения и продвижения русской культуры не только в традиционном мировом масштабе, но теперь и в каждой бывшей советской республике.
Со второго по четвёртое июня 1992 года в Театре киноактера в городе Москве состоялся IX съезд писателей СССР и учредительный съезд Международного сообщества писательских союзов, делегаты которых решили вопрос о правопреемстве, приняв по этому поводу Декларацию.
Так, 4 июня 1992 года на IX съезде писателей СССР было принято решение о реорганизации Союза писателей СССР в Международное сообщество писательских союзов.
17 июля 1992 г. представители МСПС, как правопреемники Союза писателей СССР, сдали свидетельство о регистрации СП СССР № 516, выданное 26 декабря 1991 г., и получили взамен в Министерстве юстиции РФ свидетельство о регистрации Международного сообщества писательских союзов за № 1104 от 16 июля.
Так закончилась история Союза писателей СССР и открылась новая страница в жизни писательских союзов - МСПС.
Это был логичное и своевременное решение, поскольку бывшие региональные отделения Союза стали теперь писательскими союзами независимых государств, и форма Союза писателей СССР была уже непригодной для построения взаимоотношений в новых политических условиях.
Роль МСПС особенно возросла на фоне культурного кризиса 1990-х не только для писательских объединения бывших союзных республик, но и для российских участников содружества. В МСПС на равных вошли и писательские организации автономий России.
В МСПС нельзя вступить в индивидуальном порядке. Писатель должен состоять в каком-то союзе, и только вместе со своим союзом он может входить в сообщество. Таким образом, в МСПС входят очень многие известные национальные писатели, жившие в разных республиках СССР и России. Это Чингиз Айтматов, Чабуа Амирэджиби, Расул Гамзатов, Мустай Карим, Давид Кугультинов, Грант Матевосян.
Сообщество долго и бессменно возглавлял Тимур Пулатов.
На очередном съезде в ноябре 2000-го председателем правления МСПС был избран Сергей Михалков.
В 2009 году председателем МСПС был избран Иван Переверзин.
В последние годы МСПС возглавляет Юрий Коноплянников, избранный на голосовании председателем единогласно.
Сообщество издавало свои газеты «Литературная Евразия», «Общеписательская Литературная газета». За годы своего существования МСПС выпустило несколько томов переводов на русский с языков народов бывшего СССР.
МСПС стало логичным и правомочным правопреемником Союза писателей СССР и объединило не только писательские союзы бывших союзных республик и и их автономий, но и писательские объединения многих зарубежных стран.
Сегодня деятельность МСПС расширилась на несколько стран арабского мира, творческие круги которых давно тяготели к русской культуре.
И это имеет огромное значение для продвижения русской культуры в мире в современных условиях.
Во многих странах растёт интерес к русской культуре, отрицающей, с одной стороны, глобалистскую потребительскую культуру, агрессивно навязываемую народам мира элитами США, а, с другой, на деле продвигающую равенство культур всех народов мира. Это страны арабского мира, Монголия, Китай, Индия и десятки других стран, писательские союзы которых, входящие в МСПС, по-прежнему пытаются взаимодействовать с Россией, несмотря даже на отсутствие реального финансирования такого взаимодействия со стороны российского государства.
И это крайне важный момент, учитывая, что в течение более тридцати минувших лет основными идеологами влияния на умы наших народов были США - антагонисты русского мира.
Испытавшие в полной мере результаты «демократизации» по рецептам США писатели разных стран стали сегодня «русскими по духу» больше, чем многие наши соотечественники, и они видят в России потенциальную силу для поворота мировой цивилизации к построению сообщества социальной справедливости.
Поэтому значение самой концепции МСПС для работы с зарубежными писательскими союзами и её преемство от Союза писателей СССР имеют чрезвычайно важное значения для продвижения русской культуры в мире.
Тот факт, что в интересах нуворишей наших дней идёт системное разрушение наследия Союза писателей СССР и деятельности его преемника МСПС, говорит лишь о безразличии государства к проблемам писательского сообщества и российского общества в целом.
Писательские сообщества это инструмент продвижения в обществе русской духовности и воспитания всего населения нашей страны от детей и юношества до взрослых людей в любви к своей стране, её истории, современности и будущему. И это архиважный аспект. Россия системно проигрывает информационную войну антироссийским элитам мира. Проигрывает и внутри самой России. Несмотря на начало «Русской весны», захватившей умы населения нашей страны, информационное пространство, включая телевидение и радио, заполнено безвкусными и даже прямо антироссийскими материалами.
Между тем, именно русская культура и русская литература, как одна из самых доступных для людей форма искусства, это тот инструмент, который способен пробивать любые железные занавесы и эффективно формировать позитивное отношение населения зарубежных стран к России.
Союз писателей СССР и МСПС накопили огромный опыт и контакты для продвижения русской культуры и духовности в мировом культурном пространстве.
И в таковом значении, разрушение наследия Союза писателей СССР и препятствование деятельности МСПС это ничто другое, как преступление антироссийски ориентированных чиновников, совершаемое во вред России ради их собственных корыстных интересов, если только за этим не скрывается прямая измена своей стране.
Международное сообщество писательских союзов это интернациональная организация, равно продвигающая русскую литературу в мировом культурном пространстве и обогащающая российского читателя переводами лучших зарубежных авторов.
Новые перспективы открылись перед писателями членских союзов МСПС в 2022 году. К деятельности МСПС присоединился журнал «Отечественные записки» - легендарное, известное в образованных кругах всех стран мира издание, открывшее в 2018 году отсчёт третьего столетия своей жизни. И теперь страницы этого журнала открыты для лучших русскоязычных писателей мира, что, несомненно, на пользу и писателям, и самому журналу, и читателям.
Присоединяйтесь к Международному сообществу писательских союзов!
Вместе мы можем многое!